Древо жизни
деревянное зодчество в наши дни
Дерево используется в строительстве до сих пор, но современные здания привлекают людей совсем не так, как памятники прошлого. Однако чтобы увидеть деревянное зодчество, совсем не обязательно ехать в Карелию. Рассказываем, где искать старину в Петербурге и Ленинградской области

#лонгрид@razvilka_spb
Текст: Екатерина Опарина, Ольга Минеева, Гора Орлов, Егор Смирнов
Иллюстрации: Ульяна Козлова

Текст: Егор Смирнов
Блаженная Вырица
Путь к храму прост. На выходе с железнодорожной платформы видишь одну дорогу, ведущую куда-то далеко мимо подгнивших домиков, – тебе по ней. Иди прямо, на развилке держись левой стороны, больше не сворачивай. Слышишь колокола? Всё правильно, церковь будет по правую руку.
Успеть к обедне
Обедня – позднее утреннее богослужение в храме. Их всего два: заутреня и обедня, так называются две божественные литургии, которые служат одну за другой (обычно в разных приделах, потому что согласно христианской традиции нельзя служить на одном престоле дважды в один день)
– Да приезжайте утром к обедне… – ублажал слух дивный голос свечницы церкви Казанской иконы Божьей Матери, женщины доброй и словно немного блаженной. Уже на следующее утро мы с напарником мерили замёрзшими шагами Витебский вокзал, держа путь в Вырицу.

– Эй, Вован, тут ребята к храму, подкинь! – таксуют в Вырице предприимчиво.

Пока мы заученно рассказывали байку про бедных студентов, нас почти успели затолкать в любовно отремонтированный жигуль. Гостеприимство водителя закончилось где-то между словами «денег» и «нет». Не беда: мы молодые, смелые – дойдём, пешком всего-то полчаса.
Храм виден не сразу, корабельные сосны почти полностью закрывают колокольню. Между кронами блестит крест. В отличие от многих церквей, купола храма Казанской иконы Божьей Матери не слепят золотом: здание деревянное от каменного основания до современной черепицы. Новодел, реставрированный – никто не спорит, но резьба по дереву выполнена в соответствии с каноном, а канон тут интересный.
Эта церковь не является эклектикой. Она не стилизация, а естественное сооружение, абсолютно аутентичное по форме тому деревянному зодчеству, которое за двести лет до того перестало развиваться и существовать. Это во многом заслуга архитектора Красовского, который был исследователем зодчества
Дмитрий Иванов, преподаватель кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ
член Союза Архитекторов
Шатровые каноны
Строительство церкви начали еще в 1913 году, когда заложили фундамент и освятили землю, и приурочено к 300-летию дома Романовых. Архитектором стал Михаил Красовский, знаток храмового зодчества допетровской Руси
Храм в упрощении имеет форму восьмёрки на четверике:
то есть главный купол представляет в своём основании восьмиугольник, четыре несущие стороны которого соответствуют четырем стенам основного храмового помещения.
Кстати, раз уж упомянули шатровые храмы и купола: главная особенность этого архитектурного стиля – в их отсутствии. Вместо привычного купола церковь венчает своеобразный шатер, элемент характерный именно для русского зодчества (причём не только деревянного и не только храмового). Из золота в вырицкой церкви – только кресты.

Практически во всех статьях об архитектурных особенностях храма Казанской иконы Божьей матери в Вырице сказано, что церковь обнесена гульбищем и имеет подклет. Разбираемся вместе, что значат эти мудрёные слова.
Гульбище – это своеобразная терраса, окружающая основное храмовое здание. Главное назначение гульбища вовсе не в том, чтобы по нему гулять (хотя нужно ведь было где-то играть детям, уставшим от монотонной службы). Терраса предназначалась для абсолютно утилитарной цели: так было удобнее закрывать ставни на окнах, не подставлять же к каждому по очереди лестницу. Порой гульбище бывает соединено с крыльцом, по такому типу построен и современный храм в Никольском, но вырицкая церковь этот канон нарушает. Её гульбище закрыто и выполняет скорее функцию раздевалки или закутка, где можно присесть или раздеться зимой. К тому же ставен в вырицком храме не наблюдается.
Подклет – по-нашему, подвал или полуподвал, подпол. Порой подклет может быть не просто местом хранения церковной утвари или хозяйственного инвентаря, а полноценным храмовым помещением. В Вырице, например, в подклете располагается третий храмовый придел.
Кстати, приделом называют храмовую часть, где расположен алтарь. В одном храме может быть несколько алтарей: один основной, освящённый в честь того же праздника или святого, что и сам храм, и несколько «дополнительных». Например, в Вырице устроены три придела: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, южный – во имя святителя Николая Чудотворца; северный (в подклете) – во имя преподобных Серафима Саровского и Алексия, человека Божия.
Иконостас – тонкая храмовая стена, отделяющая основное помещение церкви от алтаря. Обычно надстраивается отдельно, после окончания основных работ по возведению храма, и часто выполняется художниками под заказ как массивное обрамление для многих икон одновременно.
Одно из главных украшений вырицкой церкви – иконостас. Когда входишь в храм, сразу бросается в глаза, что он здесь словно бы лишний. Высокий и резной, он значительно больше того места, которое намечалось архитектором: иконостас закрывает окна алтарной части и словно бы врезается краями в стены. Долгое время оставалось неясным, откуда в Вырице взялось это чудо, пока местный исследователь, Георгий Защук не занялся поисками его корней. Вот, что он пишет: «В книге "Путеводитель по церквям города Санкт-Петербурга" Н.А. Тихомирова издания 1906 года на странице 108 нахожу: "Церковь во имя св. Николая Чудотворца при приюте братьев Брусницыных. Освящена в декабре 1897 года в два этажа приюта в память основателя завода и фирмы купца Николая Брусницына. Очень изящный дубовый иконостас украшен двумя картинами профессора Кошелёва: Божьей Матери всех скорбящих радостей и Благословение детей"».
Апостол – одна из основных книг, читаемых на христианском богослужении, послания апостола Павла к народам, населяющим землю. Это не Евангелие, не нужно путать, хотя Апостол был создан примерно в то же время и относится к Новому Завету.
Территория вырицкого храма приличная, на ней вполне мог бы поместиться маленький братский монастырь человек на 20-30, но в святом месте это просто невозможно: от храма за версту веет паломниками. Ты начинаешь предчувствовать толпу, как только видишь припаркованные ровным рядком у ворот машины прихожан. Автомобилей много, и в каждом приехала семья. В храме, рассчитанном на 600-700 человек, тесно. Слова литургии едва доносятся до дверей, чтение Апостола угадываешь интуитивно. Эти люди приехали молиться чудотворной иконе Божьей Матери и Серафиму Вырицкому – подвижнику, чьи мощи хранятся в часовне. За часовней небольшое кладбище, где покоятся братия и настоятели церкви Казанской иконы.

В церковной лавке тесно и кучно. Образа стоят один за другим, на них нагромождены свечи и коробочки с розовым ладаном. Среди всего этого великолепия свечница резво распаковывает коробку с бутылями лампадного масла. Наш оклик. Добрые глаза женщины выдают лёгкий испуг. Она суетливо ведёт нас в трапезную, ищет некоего Николая Ивановича. Вроде как он может рассказать нам что-то про храм... Его там нет, зато есть улыбчивые женщины, называющие нас «приятными детками». Нисколько не изменив блаженных выражений на лицах, они продолжают готовить выпечку, которую после окончания литургии будут продавать прихожанам.
Как добраться до Вырицы: вам подойдёт практически любой поезд ближнего следования от Витебского вокзала. Исключения – электрички до Павловска или Новолисино. Ехать примерно полтора часа. Чтобы успеть к десятичасовой литургии, лучше всего подходит электричка в 7:33 – можно будет не спеша дойти до храма от вокзала
Текст: Екатерина Опарина
Ольга Минеева
Младшая сестра Кижей
Церковь во имя покрова пресвятой Богородицы была основана в 1708 году в селе Анхимово на территории Карелии. В 1963 году она сгорела и была воссоздана лишь через полвека, в 2006 году, на территории усадьбы «Богословка» в Ленинградской области. Строительство благословил патриарх Алексий II. Трёхсотлетние сосны для парка везли из Карелии.
Детальная реконструкция
Покровская церковь в Богословке первоначально была построена в Приозёрске. Именно там мастера сделали первые срубы, и лишь затем привезли их в Ленобласть. Результат – точная копия храма начала XVIII века с 25 главами и этнопарк с несколькими постройками.
Форма многоглавой церкви является апофеозом развития русского зодчества. Её и повторяет воссозданная церковь
Дмитрий Иванов, преподаватель кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ
член Союза Архитекторов
Настоятель – старший священник собора или приходской церкви. В его ведомстве не только духовная жизнь паствы, но и хозяйственные вопросы вверенного ему прихода.
– Первоначально старый храм – такая махина! – был без фундамента, – рассказывает настоятель храма, отец Максим (Радаев). – Только в 1793 году, когда храм посетила Екатерина Великая, были пожертвованы средства и его поставили на фундамент. В 1873 году все главки были обиты железом, а брёвна и срубы отёсаны доской и покрашены белилами. Храм, который мы видим, восстановлен в первоначальном виде. Железные купола, белый храм, крыша зелёная, охрой был покрашен пол: вид менялся во время разных ремонтов, но сейчас у нас ничего этого нет. Мы стараемся, чтобы храм и по сей день поддерживался в таком же виде и в том же состоянии, как в 1708 году.
По уверениям отца Максима, история живёт за счёт архитектуры, поэтому-то Покровскую церковь и восстановили по первообразу. Даже мелкие детали в Покровской церкви воссозданы в точности. Здесь не найдёшь металлических подсвечников, как, например, в современных храмах. Иконы тоже деревянные.

Как рассказывает главный экскурсовод этнопарка Екатерина Барканова, уникальную карельскую трёхсотлетнюю сосну специально искали, рубили, а перед строительством на пять лет оставили истекать смолой – так дерево становится более прочным.
Этнопарк или музей?
Погост – административно-территориальная единица на Руси, состоящая из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений).
После распространения христианства слово стало обозначать деревню с церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест.
Богословка – в первую очередь этнопарк. Погост воссоздан почти полностью в том виде, в котором он существовал в действительности. Когда-то российскому учёному и архитектору Александру Ополовникову удалось точно замерить утраченный храм-оригинал. Благодаря этому нынешние мастера-рубильщики смогли воссоздать все детали: от лестницы у входа до 25 деревянных куполов разного размера.

– В музее это всё было бы законсервировано: нельзя было бы ни трогать, ни фотографировать. Здесь не ходите, здесь не дышите, здесь не сидите... А у нас такого нет. В храме ведутся богослужения, ведутся таинства крещения, исповеди, причастия, соборования, функционирует воскресная школа – ведётся полная приходская жизнь. Вот чем отличается парк от музея: здесь мы полноценной жизнью живём, – уверяет отец Максим.
Помимо Покровской церкви на территории этнопарка стоит деревянная колокольня, где помимо обычных колоколов работают карильоны – закреплённые колокола, в которых подвижным является лишь язычок. Раз в несколько часов они играют «Боже, царя храни». Совсем рядом стоят усадьба купца Костина и часовня, в которой хранится береста с ликом Спаса Нерукотворного.
Кочующий путник
Храм построили именно здесь, потому что село Анхимово (где стоял прообраз Покровской церкви), можно сказать, давно умерло. Мало кто из туристов решится поехать в глушь ради одной деревянной церкви.
На экскурсии в Богословку приезжает много японцев, которым интересно сравнить русское зодчество со своей традиционной деревянной архитектурой
Духовник – священник, регулярно принимающий исповедь у православного христианина, «духовный пастырь». Духовниками никто никого не назначает, каждый верующий человек по собственному желанию и надобности выбирает себе наставника.
– В месте, где мы сейчас находимся, когда-то была усадьба Зиновьевых. Планировалось восстановление и усадьбы вместе с пейзажным парком, который превратился потом в Невский лесопарк, и этнографического парка деревянного зодчества, который бы собрал в себе самые известные деревянные здания на Северо-Западе. Место называлось Богословка, ещё до усадьбы. Согласитесь, очень красивое название. Первоначально эти места были выделены царицей для её духовника. Это была территория протоиерея Дубянского, усадьба Зиновьевых сначала принадлежала ему, но потом сын стал врачом и назвал родовое имение по своей фамилии – переименовал Богословку в усадьбу Зиновьевых. А мы вернули ей прежнее название, – поясняет отец Максим.

Как отмечает экскурсовод Екатерина Барканова, символично и то, что новая церковь воссоздана на берегу реки – точно так же, как и храм XVIII века.
Постройки не являются имитацией или чем-то чужеродным для русской архитектуры. Покровская церковь появилась на несколько лет раньше, чем Преображенская церковь в Кижах, которую знают все. Они похожи, для неподготовленного глаза различие небольшое
Дмитрий Иванов, преподаватель кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ
член Союза Архитекторов
«И пока Бог миловал нас»
Поскольку храм деревянный, в нём тщательно следят за противопожарной безопасностью. Подстёгивает и тот факт, что первая версия церкви сгорела.

– Мы не используем противопожарную пропитку дерева, – категорически заявляет настоятель. – Она меняет цвет и структуру дерева. Но все остальные указания пожарных соблюдаем чётко: в каждом углу расположены огнетушители, есть охрана, да и мы сами периодически устраиваем обход, проверяем. И пока Бог миловал нас.
Во время литургий и крупных богослужений выбирается «дежурный по храму». Этот человек ходит и смотрит, чтобы всё было в порядке: например, чтобы не шумели дети. Или помогает прихожанам, подсказывая, как правильно себя вести, как ставить свечку. В том числе следит и за безопасностью
Планы на будущее
Восстановительные работы в Богословке продолжаются. Отец Максим говорит, что хотел бы построить одноэтажный крестьянский дом и открыть в нём воскресную школу. Но средств не хватает. Строительство так и стоит «замороженным».

На восстановление храма и зарплату сотрудникам идут пожертвования прихожан и туристов. Но денег катастрофически не хватает.

Вопрос, помогает ли государство, так и остаётся без ответа. Священник смеётся и резко меняет тему. Когда ситуация обостряется и пожертвований перестаёт хватать, дирекция обращается в благотворительный Покровский фонд. Помогают в основном частные компании.
Как добраться до Богословки: от станции метро Ломоносовская до Богословки можно добраться на автобусе или маршрутке
№ 476, остановка «Невский лесопарк»

Верстка: Егор Смирнов
Made on
Tilda