Сотвори кумира:
всё о феномене
фанатсва
Текст: Анжела Аксенова, Анастасия Петрова, Виктория Алексеева
Иллюстрации: Алина Абрамчук
Косплей, коллекция мерча, ролевые игры, зрители, толпящиеся у сцены — набор ассоциаций к слову «фанат». Собрали истории героев и исследования. Задали вопросы психологу, психиатру и автору книг о фанатах, чтобы разобраться — почему существует это явление
История феномена
В обществе фанаты часто воспринимаются отрицательно. Складывается образ маленьких обделённых вниманием детей, которые не могут рационально мыслить. Однако социологический анализ явления показывает, что всё намного сложнее. В фэндомы могут входить люди разного возраста, уровня образования, профессии. Взять, например, фэндом «Звездных войн». Из-за продолжительности и устойчивости франшизы, в него входят люди от 12 до 45 лет.

Фэндомы возникают вокруг медиапродуктов: фильмов, книг, сериалов, игр. Это самоорганизующиеся интернет-сообщества, которые включают в себя просто интересующихся людей и участников-творцов, пытающихся создать свои продукты на основе оригинала. Линор Горалик, журналистка, поэтесса и переводчица, утверждает, что фанатство – это особое взаимодействие потребителей с медиа.

Вспомним нового «Шерлока» от BBC, в котором серии выходили раз в полтора года. Фанаты умирали от интереса и придумывали свои продолжения истории. Серийное производство интригует зрителей. На этом и строятся все фанфики: заполняются непонятные места сценария, интерпретируются действия героев.

По мнению британского социолога Стюарта Холла, смыслы медиапродуктов воспринимаются аудиторией неравномерно. Он выделяет три способа декодирования: полное принятие – информацию приняли такой, какой её видит создатель, отвержение – оппозиционный взгляд аудитории на медиапродукт, и обсуждение – интерпретация и осмысление. Фэндомы – это как раз те площадки, где обеспечивается последний способ декодирования, то есть горизонтальные связи людей между собой по отношению к медиапродуктам.

По Генри Дженкинсу, философу, культурологу, исследователю фан-сообществ, фэндом – это аудитория, которая мыслит едино и отстаивает свои ценности с помощью продуктов творчества, преимущественно, фанфиков. Интерпретированные литературные произведения – неотъемлемая часть фанатской группы. Таким образом они заявляют о себе. Учёный считает, что фанфикшн – это попытка вернуть народную культуру. Медиапродукты принадлежат продюсерам. Давно существует авторское право, произведения приватизированы, а фанаты с помощью своего творчества возвращают себе право рождать что-то общенародное. Фанфики – это игра с концептами, фабулами и архетипами, которые уже существуют в медиапространстве.

Фэндомы работают на культуре участия, где каждый может проявить себя, почувствовать свою значимость, найти единомышленников. Объединение начинается с любви к какому-либо продукту, а закрепление связей происходит на основе уже новых объектов (текстов, артов, видео) после интерпретации оригинала.

Некоторые члены фандома идут дальше: творят свой фанфик оффлайн – приходят на ролевые. Поклонники одного произведения собираются в конференции в социальных сетях и воспроизводят разные сюжеты от имени любимых персонажей. Иногда такие ролевые выходят за рамки интернета. С таким комьюнити в подростковом возрасте столкнулась Екатерина.


Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
«Любой актёр мог бы позавидовать»
Екатерина, 20 лет
Мне было лет 12-13. «Реборн» тогда был довольно популярным аниме, о котором мне рассказала сестра Аня. С ней у нас было довольно странное общение. Постоянно обсуждали это аниме, и она придумывала истории том, будто мы в него попали в реальности. За день мы проходили очень много, около восьми километров. И на протяжении всего пути Аня рассказывала историю о том, как мы попали в «Реборн». Это была очень мерисьюшная* фигня, но она так красочно рассказывала – действительно казалось, что мы туда попали. Так мы ходили к её друзья. Сильнее всего запомнилась девочка, которая отзывалась на имя Ску – так звали одного из персонажей, которого та отыгрывала, видимо, потому что у неё, как и у героя, были светлые волосы. Она была какой-то очень странной, агрессивной, постоянно орала популярные фразы из «Реборна» с кучей матов. Другую девочку, полненькую и в очках, называли Кролик. Почему – так и не поняла. И сколько я не спрашивала, как их зовут на самом деле, никто не ответил. Так и общались – исключительно в образах персонажей.

Это не как косплей, когда ты переодеваешься и пытаешься изобразить кого-то, нет! Ты, как актёр, пытаешься максимально срастись с персонажем. Влезть в его шкуру и думать, как бы тот поступил в реальной жизни. О своей личности забываешь. И когда двенадцатилетние дети ведут себя так, со стороны это выглядит очень странно.


* производное от термина «Мери Сью» – литературного мема, имени нарицательного для обозначения одного из самых распространённых типажей различного фанфикшена – героя без недостатков и слабых сторон, который частенько является в произведении нереалистичной авторской проекцией самого себя.
Потому что в реальной жизни ужимки персонажей из аниме выглядят максимально по-дурацки. На прогулке люди нас просто сторонились
Меня прозвали Лягушонком. В аниме есть персонаж по имени Фран, ходит в лягушачьей шапке и у него есть семпай-наставник. У них интересный пейринг* – Принц и лягушка.

Девочка из компании дала мой номер своему брату и мы начали переписываться в соцсетях. Я не знала его лично, он представился тем самым Принцем. Так у меня появился сенпай. До неприличного переписка не доходила, но я помню, что в какой-то момент стало немного стрёмно в целом. Вскоре выяснилось, что на самом деле он жил в соседнем дворе и был на пять лет старше. Через какое-то время он начал мне казаться странным. Думала даже, что у него не всё в порядке с головой. Например, в переписке было очень много манипуляций вроде: «Если ты мне не ответишь, я вскроюсь» или «Ну вот, я тебя покидаю. Ухожу из этого мира. Сенпай не нашёл свою лягушку». В тот момент я думала, мол, ладно, найду себе нового сенпая. Потому что это было в характере моего персонажа – ему было всё равно. После этого парень на страницу больше не заходил.





* Пейринг – два персонажа, связанные романтическими отношениями.
Как-то раз, когда мы ехали с Аней и Ску в лифте, я что-то сказала – то ли в очередной раз спросила имя, то ли ещё что – мне врезали по носу. Это было очень больно, я так и не поняла, за что… Не знаю, почему продолжала общаться с этими людьми.

В аниме персонаж Ску – капитан отряда, он сильный, и ему всё можно. И в какой-то момент мы, как обычно, сидели компанией, пили чай и орали друг на друга. Прозвучала фраза в мою сторону: «Лягушке никто слова не давал». После меня начали душить. За что?


Наверное, в тот момент я поняла, что это уже перебор. Тогда показалось, что это уже была не игра, а меня по-настоящему хотели убить. Любой актёр мог бы позавидовать тому, как человек влился в роль
Как сейчас помню: мы в очередной раз сидим дома, а у меня перед глазам падает пелена и я спрашиваю себя: «Кто эти люди и что я тут делаю? Почему я веду себя так странно? Это же не я, это не мой характер? И почему, когда я отчитывалась маме по телефону о том, где я и с кем, мне неудобно отвечать?» Я просто говорила, что пью чай с друзьями. При этом боялась, что она уточнит, с какими именно друзьями, потому что правдивым был бы ответ: «Да вот с теми чуваками, которые максимально влились в роли выбранных ими персонажей аниме, с которыми мы периодически дерёмся». Ей бы точно это не понравилось.


Марина Романникова, психолог


«Не сотвори себе кумира» – известная библейская заповедь. Однако у человека есть такая естественная подсознательная потребность. Нам нужны ориентиры, образцы, учителя, авторитеты, глядя на которых мы ставим свои цели, развиваемся и совершенствуемся. А другая сторона здесь – чувствовать тонкую грань между разумным почитанием и слепым обожанием. В силу психологических особенностей подростков (подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый) чувство взрослости ведёт их к самостоятельности, а также значимости в среде сверстников и в более широкой социальной сфере.


Те ребята, которые в детстве недополучили родительской поддержки, заботы и любви, жили в атмосфере постоянного сравнения и упрёков, слышали от родителей в свой адрес слова разочарования, зачастую входят в подростковый период закомплексованными и несчастными. Ведь они, по сути, обесценили собственный потенциал, отказываются от себя ради других. И... продолжают искать ориентиры. Внешние ориентиры. И вот в этом случае часто здоровой границы нет, нет любви, есть слепое служение своим комплексам, слепое поклонение кумирам. Такие подростки не уверены в себе, не умеют сказать «нет», склонны к зависимостям.


«Слепое обожание» формирует зависимость. Тогда фанат становится фанатиком. «Фанат – поклонник» – это норма, «Фанат – фанатик» – это нездоровая степень проявления своей приверженности к выбранному объекту.

Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
Следует отметить, что каждый фанатик – фанат, но не каждый фанат – фанатик. Всё зависит от интенсивности проявлений преданности кумиру




По сути, подросток начинает жить чужой жизнью – жизнью кумира. Более того, жизнь кумира подросткам свойственно идеализировать, то есть жить в иллюзиях, что крайне негативно может отразиться на ещё не окрепшей психике подростка. Как следствие этого – правонарушения, агрессивное поведение и другие нарушения социальных норм.


Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
А что может дать любовь к кумиру подростку, выросшему в благоприятной атмосфере, в теплой и любящей семье? – мотивацию расти и развиваться! Стремиться к таким же, а, может, и к большим результатам! Хочу привести пример из практики: отец, заметив, что у сына появился кумир (из спорта), воспользовался этой ситуацией. Он расспросил сына, чем этот спортсмен «зацепил» его. Они вместе написали список его положительных качеств: целеустремленность, умение разговаривать с людьми (сын слушал пресс-конференции и интервью спортсмена) и поддерживать деловую коммуникацию и так далее. То есть отец поддержал интерес сына, уважительно отнесся к нему, тем самым признав его значимость, и при поддержке отца ребёнок продолжал некоторое время интересоваться кумиром, перенимая все те положительные качества и навыки спортсмена. В этом примере важно вот что: когда сын подрастёт, интерес к спортсмену поутихнет, а навыки и качества останутся.

Мы можем сказать, что быть фанатом в категории «норма» – это множество плюсов:

– Чувство общности с новыми друзьями по интересам,

– Появление хобби,

– Работа над собой! Взращивание в себе тех качеств характера, которые ценит фанат в своём кумире. Этот пункт, на мой взгляд, необходимо взять на заметку родителям и наставникам, взаимодействующим с детьми и подростками.


Например, Василиса Тихомирова без ума от Геральта из «Ведьмака» и не находит в этом никаких минусов: «Если бы у меня был такой друг, то я бы влюбилась»
Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
«Мне бы хотелось научиться его мужественности»
Василиса, обожает Геральта из «Ведьмака»
Мне он нравится тем, что он настоящий. Не идеальный герой без недостатков, а такой же, как и все остальные. И пусть он пытается отрицать наличие чувств и эмоций, в конце концов сам понимает, что чувствует эту жизнь так же, как и люди. Сам он по природе мутант. Мне нравятся его простота и прямолинейность, ответственность за сказанное слово, умение идти к цели сквозь страх.


Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
Если бы у меня был такой друг, то я бы влюбилась в него и разбила бы себе сердечко. Ну, а если серьёзно говорить о дружеских отношениях с похожим человеком, то я была бы счастлива иметь такого приятеля. На него всегда можно положиться, он не подведёт и в помощи не откажет. Такой бережёт личные границы, что я уважаю и ценю. С ним можно отправиться в путешествие и забыть про скуку: интересная история всегда найдётся. Но сначала придётся добиться его расположения, ибо такой, как он, не берёт в друзья кого попало.

Мне бы очень хотелось научиться его мужественности, бесстрашию. Да даже не бесстрашию, а силе воли. Чтобы уметь преодолевать препятствия, даже если они ужасают. Уметь отстаивать свои границы и своё мнение. Защищать родных и безвозмездно помогать.
В нём много хороших черт, тут все и не перечислить, но если выделять главное качество, то думаю, это была бы мужественность. В это понятие входит много, чего мне самой не хватает



Игорь Лазарев, психиатр
Надо различать понятия фанат и фанатик. У фаната, помимо того, что он, к примеру, раз в неделю болеет за какую-либо команду, развиты все другие сферы личности: семья, друзья, хобби, здоровье. Фанатики мыслят аддикциями – навязчивой идеей, внутренним миром. Это уже психиатрические понятия. Есть химические – алкоголь, наркотики и нехимические аддикции – игры, шоппинг, трудоголизм, спорт. Фанатикам присуща сверхценная идея. Они вокруг неё формируют все интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. Например, наркозависимые всё время говорят о наркотиках и общаются с наркоманами. Это сильные установки в мозге, которые сложно искоренить. Можно одну сверхценную идею плавно переводить в другую, менее деструктивную. Нужно, чтобы человек приобрел более широкий взгляд на мир.

Всё это зависит от культурной эпохи. Сейчас мы плавно переходим в эпоху постмодерна, когда критерии нормальности размываются. И люди с ригидным типом личности или авторитарным воспитанием не могут создать свои правила в эпоху нестабильности и бесконечного хаоса. Вместо адаптации они выбирают создать свою сверхценную идею, свой мир. Противоположность фанатизма – гармоничная личность. И чтобы её выстроить, нужны усилия. Существует колесо жизненного баланса, которое включает в себя семью, работу, здоровье, личное время. Каждый отсек занимает примерно по 25 процентов. Если в какой-то части происходит дисбаланс, то сами понимаете, колесо начинает криво ехать. Мой совет – проходить личную психотерапию, изучать свои эмоциональные проблемы. Любой фанатизм – ограничение вашей свободы.

В подростковом возрасте даже нужны сверхценные идеи. Личность в таком возрасте еще не сформирована. Пубертатный кризис имитирует все, что угодно, поэтому не рекомендуется ставить психиатрические диагнозы до 18 лет. Вопрос в том, что это всё должно проходить. Человек после своего совершеннолетия должен начать свой путь в профессиональном и межличностном становлении. Но если ему 30, и всё с этим затягивается, это, конечно, повод задуматься.






Всё же, истории бывают разные. Даже во вполне взрослом возрасте некоторым удаётся сделать творчество своего кумира пространством вдохновения. Так случилось с Юлией Волкодав. Она ведёт книжный блог на YouTube, где частенько рассказывает о своём «главном некнижном герое» – Льве Лещенко. А ещё Юлия написала и издала две книги, в которых исследует тему фанатов – «Счастья хватит на всех» и «Счастье на бис».
Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
«Я давно стараюсь держаться подальше от других
поклонников»
Развито ли фанатское творчество в фандоме Льва Лещенко?
У нас это всё крайне скромно, во многом потому, что большая часть поклонников (всё же настаиваю на этом определении, ибо представить себе фаната Льва Лещенко весьма сложно) уже взрослые люди, чья молодость прошла в СССР. Очевидно, они не будут писать фанфики и рисовать арты. Есть люди, которые пишут стихи, кто-то посвящает их ему, а кто-то предлагает их в качестве текстов для песен любимому артисту. Видеоролики делают, обычно это какие-то альтернативные клипы на его песни, например, или ролики к праздникам. Отдельно хочется сказать о флешмобе «Надежда», который запустил сам Лев Валерьянович из «Коммунарки», когда находился там на лечении. Таким образом он предлагал поддержать всех, кто в этот момент лечится от коронавируса, и поклонники артиста в Инстаграме пели «Надежду», выкладывали ролики, это было очень трогательно.


Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
Какое проявление фанатства можно назвать «нездоровым»?
В первую очередь, когда человек переходит личные границы. Сюда мы однозначно отнесём преследования, особенно вне концертного зала, преследование его близких, попытки залезть через забор в дом, засады у подъездов и так далее. Любой артист, в том числе советской эпохи, расскажет миллион таких историй, разной степени трешовости. У Магомаева воровали концертную обувь «на сувениры», у Льва Валерьяновича пытались украсть собаку в обмен на автограф, к кому-то лезли через окно в гримёрку, ну и так далее. Понятно, что всё это ещё и за гранью закона, не говоря уже об элементарной этике. С чем сталкиваюсь лично я постоянно и что меня сильно возмущает – так это попытки фотографировать артиста в любом месте и в любом виде. Например, он идёт по пляжу в плавках за мороженым. Обычный человек, не на работе, не на сцене, на отдыхе. И кто-то обязательно подкараулит, сфотографирует исподтишка, тем более, у каждого сейчас в руке смартфон с приличной камерой. Вот такие вещи уже за гранью.
Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
Как изменилось ваше восприятие фанатства с возрастом?
Как человек, который написал две книги о фанатах, я могу понять природу фанатства. Я понимаю юных девочек и мальчиков, которые находят какое-то вдохновение или утешение, наблюдая за жизнью любимых артистов. Но странных явлений очень много. Например, на прошлой «Новой Волне» в Сочи я наблюдала целую толпу ажитированных женщин (подчеркну, не девчонок, а именно взрослых женщин) под сценой, когда на ней пел Димаш [Кудайбергенов]. Они всеми силами старались привлечь его внимание, на одной даже был ободок со светящимися заячьими ушками и именем артиста. А Димаш потом дирижировал этим импровизированным фанатским хором, подпевающим его песни. Никого не осуждаю, каждый развлекается, как хочет. Но поклоннику Лещенко со стороны это всё наблюдать крайне странно. Мы все взрослые, и любимый артист у нас тоже очень взрослый и очень сдержанный. Поэтому фанаты в привычном понимании этого слова вызывают оторопь.


Секс – это страстное желание наряду с другими. В третьем наставлении Будды (камесу миччачара верамани) говорится, что необходимо отказаться от сексуальных проступков: прелюбодеяние с женатым или замужним человеком, мастурбация (может быть разрешена буддистам-мирянам)
В одном из ваших роликов* вы говорили о том, что между фанатами существует патологическая ревность. Вам приходилось сталкиваться с проявлением такой ревности?
Ну это естественно, когда много девушек борются за внимание одного мужчины. Я давно стараюсь держаться подальше от других поклонников, не создавать конфликтные ситуации. Но сразу вспоминается история, когда Муслим Магомаев собрал у себя дома самых преданных почитателей его творчества и устроил невинное чаепитие с обсуждением музыки. И неосторожно передал кому-то из присутствующих сахарницу. Барышни чуть не устроили драку прямо за столом, потому что на одну артист обратил внимание, а на другую, не попросившую сахарницу, нет. Ну чтоб вы понимали, какие дикие формы может это всё принимать.
* Теме фанатства на канале Юлия посвятила целую рубрику – «Фанатские байки».
Почему люди становятся фанатами музыкантов и эстрадных артистов?
Я бы здесь выделила две причины. Первая – это поиск вдохновения, а вторая – поиск утешения. Кому-то нужно получать драйв, полёт собственной творческой мысли, вдохновляться от концертов, поездок за артистом, а иногда и просто его слов, чтобы творить самому: рисовать, писать музыку, книги, добиваться чего-то большего. Для кого-то кумир – образец для подражания в хорошем смысле, старший и мудрый товарищ, да хоть бы и воображаемый друг. Это более позитивная история. Но часто бывает, что у юной барышни или молодого человека нет в жизни ничего яркого и хорошего. Маленький посёлок, где все пьют и бьют, обшарпанные стены, никакой перспективы, а зачастую, например, инвалидность. И всё, что в жизни есть хорошего – это вон та яркая картинка в телевизоре или Интернете. Благополучный дяденька (или тётенька), поющий красивые песни, живущий красивой, так не похожей на твою, жизнью. Эта история уже намного печальнее.


Что вам дает фанатство?
Всё вышеперечисленное: вдохновение для собственного творчества, да оно и есть источник этого творчества, и пример перед глазами. Пример стойкости, жизнелюбия, какой-то житейской мудрости.
Как быть правильным фанатом?
Ну что значит «правильно»? Правильно для каждого своё. А то мы так «Школу поклонников» тут откроем, как героиня одной из моих первых книг. У меня лично есть какой-то негласный кодекс чести: не быть назойливым, не доставлять неудобств, не лезть в личное пространство. Не забывать, что это такой же человек, у которого есть жизнь вне сцены, и вне сцены он не обязан радовать всех вокруг, раздавать автографы, делать фото, одаривать вниманием и так далее. Ну и главное, нужно жить своей жизнью. Не в том смысле, что «выйдешь замуж, родишь и забудешь про все эти глупости», как любят говорить наши мамы. А в том, чтобы реализовываться как личность. Это же очень страшно, остаться просто тенью в партере.


Представьте, что в обмен на ваше фанатство вам могут предложить что угодно, согласились ли бы вы обменять фанатство на что-то?
Тут надо разделить. Фанатство – это, наверное, некая деятельность, которая развивается вокруг отношения к артисту. Это поездки на гастроли, ведение посвящённых ему пабликов, фан-арт, ну и тому подобное. Могу я от этого отказаться? Да. Гастроли в итоге сами сойдут на нет, а на всю эту фан-клубную деятельность у меня сейчас часто не хватает времени и сил. А если вы мне предлагаете за деньги или ещё-какие-то дары продать отношение к человеку, который с моих одиннадцати лет для меня самый главный некнижный герой – ну вы же понимаете, каким будет ответ?
Made on
Tilda