«Клуб романтики»: что помогает игре быть трендом социальных сетей
Я тот придурочный человек, который каждое утро уже полтора года без пропусков заходит в игру, чтобы забрать ежедневный приз – бешеное количество алмазов. Заодно пару раз в день я про него вспоминаю, захожу забрать алмазики за рекламу и просто выхожу. Я уезжала на Кольский [полуостров] и попросила друга это сделать, потому что я не хотела терять прогресс!
Визуальная новелла «Клуб романтики» затянула в истории о любви, дружбе и приключениях миллионы человек. Instagram, Tik Tok и «ВКонтакте» заполонили мемы с персонажами, которые знакомы даже тем, кто в неё не играет. «Развилка» попробовала разобраться, в чём заключается секрет этого феномена
Игра «Клуб романтики» была настоящим феноменом 2020 года, во многом из-за пандемии и локдауна. Среди её аудитории – и юные поклонницы историй о любви, и девушки постарше, а также молодые люди, их мамы и иногда даже бабушки. Сценарист визуальной новеллы и четыре игрока из разных поколений рассказали нам, почему им так нравится «Клуб романтики».

«Клуб романтики» выпустила в 2017 году молдавская компания Your Story Interactive. Суть игры заключается в том, чтобы помочь героине успешно пройти все испытания и выстроить любовные отношения с понравившимися персонажами. «Клуб романтики» выполнен в жанре визуальной новеллы и напоминает интерактивный комикс или книгу с повествованием от первого лица с подвижной картинкой, где раз в несколько окошек с текстом предлагается сделать выбор из нескольких вариантов. Решение может влиять на отношения с другими персонажами, повороты сюжета и характер главной героини.

Сейчас игра включает в себя истории разных жанров

Сейчас игра включает в себя истории разных жанров
Фэнтези
«Путь валькирии» о приключениях в Асгарде, «Легенда Ивы» о гейше с магическими способностями, «Секрет небес» о девушке, которая после смерти попадает в школу ангелов и демонов и недавно вышедшая новелла с флёром древнегреческой мифологии «Ярость титанов»;
Мистика
«Дракула. История любви» о знаменитом графе, художнице-реставраторе и картинах с секретом времён Османской империи, «Тени Сентфора» о городке, в котором происходит загадочное убийство;
Драма
«В ритме страсти» о хореографе и её команде, которая хочет выиграть танцевальный конкурс, «Рождённая Луной» о девушке, жизнь которой кардинально меняется после бала вампиров;
Детектив
«Я охочусь на тебя», где главная героиня раскрывает убийство тёти, «Высокий прибой», где агент ФБР расследует своё первое дело на отдыхе у океана, и «Королева за 30 дней», где студентка из Нью-Йорка окунётся в атмосферу интригевропейского королевства;
Комедия
Комедии о начинающей актрисе «Моя голливудская история» и новые «Десять желаний Софи» – там помощница декана получает билеты в новый этап жизни и открывает себя с несвойственной ей стороны;
Приключения
Приключения «Любовь со звёзд», где группа подростков помогает инопланетному принцу и его телохранителю вернуться на родину и «Паруса в тумане», где дочь губернатора испанской колонии сбегает от ненавистного жениха на пиратский корабль;

Перед началом каждой из них у игрока есть возможность возможность выбрать имя и внешность героини, от лица которой он будет проходить новеллу. В игре действуют две основные «валюты» – чашки кофе и алмазы: первые отвечают за энергию персонажа и позволяют участвовать только в пяти историях за раз, а вторые помогают делать более благоприятные выборы, которые касаются поворотов сюжета, других героев, интерьера и нарядов. Баланс элементов пополняется со временем, при прохождении уровней и просмотре рекламы, однако при желании их можно приобрести за реальные деньги.

Критика

Критика
Главных персонажей некоторых историй поголовно ругают за то, что они страдают синдромом Мэри Сью – нереалистично безупречного персонажа, который кажется неживым и карикатурным. Эта критика обоснованна: девушка Мия из истории про вампиров решительна, непорочна, обладает высокими моральными принципами и видит грязные намёки и скрытые смыслы даже в достаточно безобидных поступках молодых людей. Однако это касается не всех персонажей.

Другой недостаток, на который часто указывают игроки – «легкодоступность» персонажей из ранних новелл, таких как «Королева за 30 дней», «Рождённая Луной», «Моя голливудская история».

Разработчики прислушались к критике, и в новых историях, например, в «Высоком прибое» добиться Джейка поможет только безошибочная комбинация действий, увеличивающих его симпатию к героине. Существуют целые гайды по прохождению «Клуба романтики»: в них описаны все варианты выборов и последствий, которые помогут прийти к хорошему концу.
История жанра
Визуальные новеллы появились в Японии. Родоначальниками этого жанра стали эроге – эротические компьютерные игры для мужчин со скудным сюжетом, которые были похожи друг на друга. Рано или поздно одни и те же игры перестали бы покупать, и разработчикам пришлось вносить в сюжет разнообразие. Так в линейных историях появились «роуты» – развилки пути, которые после прохождения позволяли сделать альтернативный выбор в начале и соблазнить другую героиню. Постепенно игры обросли интересными поворотами и многочисленными концовками, а персонажи стали похожими на живых людей со сложными характерами.

После этого наиболее коммерчески успешные эроге были адаптированы для игровых приставок, однако эротической составляющей пришлось пожертвовать – все сцены для взрослых вырезали. Акцент сместился на сюжет, романтику, графику, музыку и более качественную озвучку. Первой визуальной новеллой, официально выпущенной для приставки, стала Dragon Knight II 1990 года на популярной в то время PC Engine.
    В России
    Первой российской визуальной новеллой, вышедшей в 2006 году, стал аниме-хоррор «Книга мёртвых: Потерянные души». Игру отличала графика, похожая на японскую, и многочисленные отсылки к Говарду Лавкрафту. Визуальные новеллы, созданные после неё, были вдохновлены сюжетами популярных аниме, таких, как Neon Genesis Evangelion («Сознательное искажение»), и комиксов, как в случае с новеллой-викториной «То и Хи: Вспомнить всё. Викторина на выживание» на основе комикса TO&HI.

    Многие игры того периода, похожие на визуальные новеллы, не вписывались в рамки жанра и часто представляли собой переложение других популярных произведений, например, сказочной истории о летучем корабле, рассказа Стивена Кинга «Другая сторона тумана» или даже творчества русских классиков. Новелла «Евгений Онегин» стала психоделическим прочтением известной истории с персонажами не только из одноимённого произведения, но и из «Отцов и детей» и «Горя от ума». Однако существовали и полностью оригинальные идеи историй: «Красный космос», «Тульпа: Игры воображения», Wintertale.

    В 2012 году была создана и переведена на русский язык популярная фанатская визуальная новелла Katawa Shoujo: таким образом у российских разработчиков появился образец для подражания, и качество отечественных игр этого жанра возросло. Через год вышла самая известная российская визуальная новелла «Бесконечное лето» от студии Soviet Games, после релиза которого началась популяризация русскоязычных новелл, в том числе за рубежом. В начале истории после поездки в автобусе главный герой Семён перемещается во времени и пространстве и попадает в советский пионерский лагерь. Для того, чтобы прийти к хорошей концовке, ему нужно грамотно выстроить отношения с другими героями. Прототипами большинства из них стали персонажи с имиджбордов «Двач» и «Ычан», а также советских фильмов о приключениях Шурика и Электроника.

      Все совпадения случайны

      Все совпадения случайны
      Люцифер из рассказа об ангелах и демонах похож на главного персонажа из одноимённого сериала, в истории о вампирах можно увидеть отсылки к сумеречной саге, а внешность и имя Дэвида Тарино из игры о Голливуде не оставляет сомнений в том, кем вдохновлялся сценарист
      Разработчики «Клуба романтики» утверждают, что у персонажей и сюжетов нет конкретных прототипов из массовой культуры, однако и невооружённым глазом можно заметить много сходств. Люцифер из рассказа об ангелах и демонах похож на главного персонажа из одноимённого сериала, в истории о вампирах можно увидеть отсылки к сумеречной саге, а внешность и имя Дэвида Тарино из игры о Голливуде не оставляет сомнений в том, кем вдохновлялся сценарист.

      Сюжет о жизни крохотного городка, где происходят загадочные пропажи и убийства, напоминает микс «Ривердейла», «Американской истории ужасов» и «Очень странных дел». При этом друг главной героини выглядит как молодой Леонардо ди Каприо, её мама – как Сандра Баллок, отчим убитого героя – как Джек Николсон, а мальчик-заучка из класса – как Гарри Поттер. В историю о пиратах «перекочевал» другой персонаж из поттерианы – Лу срисован с актёра, исполнявшего роль Питера Петтигрю.

      При более тщательном анализе можно обнаружить менее популярные отсылки к образам: так, в случае с мужскими персонажами из истории о вампирах, прототипами послужили российские и зарубежные модели. Часть героев игры была нарисована с фотографий непубличных людей в Интернете.

      Фанатская культура и последователи

      Фанатская культура и последователи
      Разработчикам «Клуба романтики» удалось сформировать сильное фанатское комьюнити. Многие сценаристы сами предлагают игрокам оставлять обратную связь по развитию сюжетов и предлагать лично им свои идеи. Поклонники игры активно следят за обновлениями игры, задают вопросы разработчикам и заводят аккаунты в youtube и Instagram и сообщества «ВКонтакте», куда постят мемы, разборы теорий о персонажах и взаимосвязях событий и другой авторский контент. Этот контент чаще всего непонятен для тех, кто не играет, и желание разобраться толкает новых людей на скачивание приложения и погружение в истории. Многие поклонники «Клуба романтики», опираясь на своё видение героев и сюжета, рисуют арты и пишут фанфики о персонажах вселенной. Наибольшей популярностью пользуются герои первых историй – «Рождённой Луной» и «Секрета небес». Среди самых странных пейрингов – ангел Дино с демоном Люцифером, которые по сюжету недолюбливают друг друга, или злобный доктор, который вызывает неприязнь, с героинями истории «Любовь со звёзд». Все фанатские активности охватывают десятки миллионов пользователей соцсетей, так что сейчас хотя бы отдалённым представлением об игре обладает практически любая молодая пользовательница Интернета.

      «Клуб романтики» – не единственная визуальная новелла. В Интернете есть ещё несколько игр с похожей механикой: антураж в них различается, но цель остаётся такой же – завязать романтические отношения с симпатичным персонажем. Среди них «Линда Браун» – история о девушке, переехавшей в другой город, чтобы начать новую жизнь, «Сладкий флирт», «История про любовь», «Вампиры», «Флирт сити» и Love Sick. Аудитория первых двух на Google Play составляет 600 тысяч человек, третьей и четвёртой удалось набрать более 300 тысяч человек, пятой и шестой – более 100 тысяч человек.

      На волне популярности «Клуба романтики» к запуску готовились две других визуальных новеллы от российских разработчиков – «Девятое измерение» и You Decide. Обе команды вели соцсети, в которых знакомили потенциальную аудиторию с процессом подготовки и сюжетами своих историй, однако новые посты не выходили месяц и более, а разработчики так и не дали чётких ответов, заброшены проекты или нет. В комментариях группы «ВКонтакте» одной из игр пользователи писали, что они второй год не могут дождаться релиза и уже не рассчитывают на него.

      Взгляд сценариста

      Взгляд сценариста
      Сценарист Александр Тепиш из Красноярска – один из восьмерых авторов всех выпущенных новелл «Клуба романтики». Он написал для игры истории о приключениях инопланетного принца, его телохранителя и группы подростков на Земле «Любовь со звёзд» и о девушке из дворянского рода и пиратах «Паруса в тумане».

      «Секрет популярности игры вижу в искренней простоте и незаезженности тематик. Ну и, конечно, потрясающем визуальном оформлении. Спасибо начальству, которое сумело так удачно построить весь процесс создания», – говорит сценарист.

      Александр рассказывает, что перед выходом обновления он чувствует нетерпение. «Сижу как на иголках, чтобы узнать мнения о главах», – признаётся автор. В целом Александр старается учитывать пожелания игроков по поводу возможного дальнейшего развития сюжета – «Клуб романтики» в первую очередь должен радовать читателей, а не тешить моё эго». При этом сценарист отмечает, что ему пока не приходилось встречаться с резкой критикой хода своих историй.

      Александр не считает, что его профессия сильно отличается от других. Ему удалось устроиться в Your Story Interactive «достаточно буднично», и теперь он занимается своей работой «с утра до вечера» и говорит, что планирует писать до самой гробовой доски.

      Секрет фирмы

      Секрет фирмы
      Локдаун позитивно сказался на доходах гейм-индустрии: согласно данным исследовательской компании IDC, мировая выручка от видеоигр по результатам 2020 года выросла примерно на 20% до 180 миллиардов долларов – эта сфера оказалась более прибыльной, чем мировая киноиндустрия и вся спортивная индустрия Северной Америки вместе взятые.
      Сейчас количество загрузок «Клуба романтики» в Google Play превышает десять миллионов раз
      Доцент кафедры медицинской психологии Сеченовского университета и киберпсихолог Наталия Богачёва, которая занималась исследованием самых скачиваемых онлайн-игр на карантине весной 2020 года, отметила, что во время режима самоизоляции жанр визуальных новелл пользовался большой популярностью. Причиной этому специалист видит «простой сюжет и незамысловатую графику»: это позволяет легко входить в игру даже тем, кто никогда раньше не увлекался видеоиграми и боялся огромных вселенных «традиционных» игр с нагромождением правил, на освоение которых придётся потратить много времени. В дополнении с узнаваемыми историями из поп-культуры, «меметичными персонажами» и минимумом технических требований от устройства на выходе получается успешная игра.

      Вовлекать и затягивать новых игроков позволяют различные психологические механизмы. Среди них – эффект незавершённого действия и возможность контролировать сюжет: первый, за счёт разбивки историй на серии, позволяет прерывать рассказ на самом интересном месте, заставляя мозг вновь и вновь возвращаться к нему в памяти, а вторая помогает лучше идентифицировать себя с персонажем и сильнее переживать за него. Киберпсихолог акцентирует внимание на том, что «Клуб романтики» стал популярной игрой в локдаун ещё и потому, что в условиях снижения количества социальных контактов он давал возможность компенсировать это благодаря «общению» с другими героями. Эта особенность остаётся актуальной и сейчас, когда некоторые антиковидные ограничения ещё действуют.

      Наталия Богачёва считает, что игры позволяют уйти от реальности и житейских проблем. «В условиях локдауна многие увидели в визуальной новелле возможность отвлечься от новостей про коронавирус и отдаться guilty pleasure, которое раньше олицетворяли собой романы в мягких обложках», – говорит киберпсихолог. Она сравнивает визуальные новеллы с бульварной литературой – и то, и другое помогает восполнить нехватку положительных эмоций и вернуть ощущение контроля над собственной жизнью.

      Наталия Богачёва отметила, что формат «Клуба романтики» ориентирован прежде всего на женщин – им более интересны достаточно простые истории, которые не предполагают длительных сеансов игры, а также игры в переодевание, и это удачный ход, потому что женская аудитория компьютерных игр постоянно растёт.

      «Все остальные – отстой»

      «Все остальные — отстой»
      Считается, что большую часть аудитории «Клуба романтики» составляют ученицы средних и старших классов школы, однако при этом игра интересна не только несовершеннолетним. В некоторых семьях можно найти даже несколько поколений игроков.

      18-летняя Софа начала играть в «Клуб романтики» в 2019 году, а её 39-летняя мать Юлия – годом позже. О визуальной новелле девушка узнала от своей сестры, которая приехала к ней на каникулы. «Я вижу, она там во что-то играет, говорю "покажи мне, что это такое". Она показала, меня это очень заинтересовало, и я стала играть. А мама увидела, что я играю, и ей тоже стало интересно», — рассказывает Софа.

      И девушка, и её мать проходят «Клуб романтики» одним и тем же способом, который сильно влияет на время, проведённое в игре: все истории они проходят по очереди от начала до конца, и, пока не выйдет очередное обновление, параллельно не проходят никакие другие и копят алмазы. У них сходятся вкусы и относительно любимых сюжетов — «Рождённой Луной» и «Секрета небес»: матери и дочери нравится то, как построены истории, и тот факт, что в них много вариантов героев, с кем можно вступить в отношения, однако при этом всё завязано не только на любви, но и на дружбе и «моральном выборе». «А ещё в «Секрете небес» можно, исходя из своего выбора, узнать, чего в тебе больше – ангельского или демонического, потому что я выбираю не просто по приколу, а так, как я реально бы в жизни ответила», — говорит Софа.

      Мать и дочь любят обмениваются друг с другом впечатлениями и переживаниями по поводу сюжета, однако не обходится и без случайных спойлеров. Когда Юлия прошла «Рождённую Луной», она была расстроена концовкой и поделилась подробностями с Софой, которая ещё не успела дойти до финала и «сидела и плакала, наверное, полчаса» от этой новости.

      Софе нравится, что «Клуб романтики» даёт ей возможность глубоко погрузиться в атмосферу, попасть в приключения, почувствовать себя на месте героини и сопереживать ей и другим персонажам, а также предлагает больше возможностей для выбора, чем в реальной жизни. Секрет популярности игры девушка видит в качественной проработке текстовой части, которая в первое время была «сыроватой»: после вложений разработчиков в авторов и редакторов захватывающие повороты сюжета в новых сериях смогли привлечь много игроков.

      Мать Софы, в отличие от дочери, пробовала играть в другие визуальные новеллы и осталась ими недовольна. «Все остальные – отстой. В основном там сюжета и не было никакого. Они какие-то некрасочные и вообще тупые», – признаётся Юлия.

      «Может, мои друзья тоже держат в тайне,
      что у них эта игра установлена»


      «Может, мои друзья тоже держат в тайне, что у них установлена эта игра»
      Кому-то может показаться удивительным тот факт, что в «Клуб романтики» играют не только девушки. Однако 26-летний Данил, который скачал визуальную новеллу год назад, не видит ничего предосудительного в том, чтобы парни проходили истории, которые считаются «женскими». По его мнению, главная проблема – в российском менталитете.
      «Он очень зажатый у нас в стране: люди боятся показывать эмоции, боятся раскрываться, своих вкусов, осуждений со стороны. Прикинь, если парень играет в якобы девчачью игру!», – говорит молодой человек.

      – «Мне вообще всё равно на то, что кто-то или что-то подумает, тем более когда этот кто-то не родной и не близкий. Стало интересно – поиграю»
      Данил рассказал, что он практически не охотился за «алмазиками» и обычно заходил в игру только тогда, когда ему надоедали фильмы и сериалы, чтобы насладиться «новыми интересными историями, переплетениями и сюжетиками» и «что-то понажимать и почитать». Он считает, что визуальная новелла стала популярной благодаря тому, что на рынке представлено мало игр подобного жанра, так что проводить в ней время всегда интересно.

      Молодой человек признался, что он в шутку предлагал своим друзьям заходить в «Клуб романтики», если им тоже наскучат книги и кино. «Я не знаю, честно, установили они или нет. Может, они тоже держат в тайне, что у них эта игра установлена», – говорит Данил.

      «Я в лингвистическом экстазе»

      «Я в лингвистическом экстазе»
      21-летняя студентка лингвистики Дарья заходит в игру каждый день на протяжении полутора лет. Её личная история началась с просмотра забавного видео на Youtube.

      «Я смотрела выпуск "Сметана ТВ", где по приколу Женя Гришечкина с Васей Шакулиным играли в "Клуб романтики". У них было соревнование, и в инстаграм они выкладывали суперсмешные скрины диалогов персонажей оттуда. Я думаю: "У меня плохое настроение, и это прекрасный способ похохотать. Завозите"», – рассказала девушка. По её словам, тогда «Клуб романтики» был на более низком уровне по сравнению с тем, что есть сейчас, так что вначале игра её просто забавляла – до того момента, как она открыла историю «Королева за 30 дней». «Мне было настолько интересно, что будет дальше, что я не могла ни спать, ни есть. И настолько меня захватила игра с тех пор, что, когда закончилась новелла, я почти не знала, куда себя деть. Это как когда любимый сериал закончился, ты расстаёшься с друзьями и думаешь «Так, а что делать теперь?» – призналась Дарья.
      «Я тот придурочный человек, который каждое утро уже полтора года без пропусков заходит в игру, чтобы забрать ежедневный приз – бешеное количество алмазов. Заодно пару раз в день я про него вспоминаю, захожу забрать алмазики за рекламу и просто выхожу. Я уезжала на Кольский [полуостров] и попросила друга это сделать, потому что я не хотела терять прогресс!»
      Больше всего девушке нравится история о Дракуле – за объёмность персонажей, «мораль про свет души» и жизненность и сказочность сюжета одновременно наряду с тонким языком автора и интригующим переплетением времён, детектив «Я охочусь на тебя» – за действительно смешной юмор и «парад крашей», из-за которых было сложно сделать выбор, с кем развивать отношения, и «Легенда ивы» – за изящное повествование и привитую любовь к восточному менталитету. «У каждого персонажа уникальный диалект, уникальная речь. То, как разговаривает Кадзу [герой «Легенды ивы»] – это что-то просто неземное. Он, во-первых, пропускает все местоимения, подлежащие. Это настолько… не могу даже описать. Я в лингвистическом экстазе».

      Дарья рассказала, что её друзья практически не играют в «Клуб романтики» – большинство из них относится к новелле скептически новелле. «Они года два назад просекли, что она дурацкая – про поверхностные отношения, секс и выкачку денег из игроков и до сих пор так и считают. А на самом деле команда очень чуткая к мнению фан-сообщества, они стремительно развивают игру. Она очень давно перестала быть поверхностной игрой, в которую ты заходишь развлечься, отвлечься и просто разгрузить мозги», – считает девушка.
      Дарья недоумевает, почему некоторые мамы запрещают своим детям играть в «Клуб романтики» из-за пошлости и разврата. Она отмечает, что в последних новеллах романтическая составляющая отошла на второй план: приходится «по миллион лет» ждать развития отношений с понравившимися персонажами из-за большого количества времени сюжета, которое уделяется на раскрытие исторических событий, характеров персонажей и других взаимоотношений, и это её восхищает. Кроме того, опыт игры в «Клуб романтики» значительно расширил её кругозор и помог ей с курсом по скандинавской мифологии.
      «Я не могла усвоить ни фига, и мне помог «Клуб романтики» наконец-то всё понять про Иггдрасиль, про Мидгард, мир и соотношение его частей. И хотя мне дико не зашла история про Локи – я вот терпеть не могу эту скандинавскую мифологию, и история мне прямо вообще поперёк горла, – мне очень грустно, что она мне не нравится. Она великолепно сделана и в плане анимаций, и в плане исторической достоверности относительно мифов».

      Опыт новобранца

      Опыт новобранца
      Большинство историй действительно показалось не предназначенными для игроков до 18 лет, которые составляют значительную часть аудитории – даже несмотря на то, что интимные сцены в игре описываются иносказательно и поэтому в какой-то степени комично. Это компенсируется постоянным флиртом: главные героини примерно половины историй подчёркнуто сексуально одеваются и посылают своим спутникам недвусмысленные намёки, а те отпускают пошловатые шутки и стремятся сблизиться с ними при любом удобном случае.

      В «Клубе романтики» присутствуют и стриптизёры, и инцест, и наркотики (с упоминанием конкретного названия запрещённого вещества), и тюрьма, и убийства, и местами эти детали кажутся необоснованно «жёсткими». Наиболее безобидной для младшей аудитории оказалась история о том, как на Землю после переворота на родной планете попадают местный принц и его робот-телохранительница и пытаются попасть домой с помощью компании подростков. От того, что в ней романтические моменты сведены к минимуму, сюжет не стал слабее или менее интересным.

      Самой фантастической, однако, оказалась история о восходящей голливудской звезде, которая в прямом смысле попала на киностудию с улицы без актёрского опыта, денег и связей и почти сразу получила не только главную роль в фильме, но и любовь лучших дизайнеров, моделей и режиссёров – и всё это при минимальных усилиях и бесконечной удаче. Так что «Клуб романтики» вполне может порождать у юных девушек нереалистичные ожидания от жизни.Игра помогает «прожить» то, с чем в реальной жизни лучше не экспериментировать – например, роман с плохим парнем с токсичными нотками в поведении, любви которого хватает на несколько девушек сразу. Но, по законам жанра, свято место пусто не бывает, и вместо недостойного парня в жизни сразу появляются несколько, если не лучших, то одних из лучших кандидатов.
      Неоднозначные моменты уравновешивают познавательные исторические вставки, специальные термины с пояснениями и туториалы. Благодаря им в разных сюжетах можно познакомиться с культурой древней Японии и Османской империи, легендами о Дракуле, пиратах и скандинавских богах, особенностями разных танцевальных стилей и корабельной жизни, узнать правила игры в блэкджек, а также как оказать первую помощь пострадавшему и как сделать полицейский разворот.

      Со временем, чтобы не тратить деньги на алмазы, мне пришлось расставить приоритеты – какая история для меня важнее и какие персонажи мне нравятся больше. Если сначала, пока я не освоила все сюжеты, прохождение первых уровней в новых историях помогало мне набрать дополнительные десять кристаллов и не растерять накопленные для других историй, то теперь приходится добирать за счёт «бюджетного» прохождения уровней и просмотра рекламы. С одной стороны, это расстраивает, потому что история обрывается на самом интересном месте, а с другой – это искусственно ограничивает время, которое ты можешь провести в игре, и помогает не выпадать надолго из реальности.Почти с самого начала я стала пользоваться гайдами по прохождению игры, а потом и вовсе сверять с ним почти каждое действие. В какой-то момент поймала себя на мысли, что действительно переживаю за судьбу главной героини и других персонажей и боюсь ошибиться. Это был мой первый опыт игры в подобном жанре, и я не рассчитывала на другой исход, потому что люблю играть и читать истории. В «Клубе романтики» и то, и другое сочетается так, что игра превращается в увлекательное путешествие в разные миры.

      ТЕКСТ: ПОЛИНА КИСЛИЦЫНА
      ИЛЛЮСТРАЦИИ: ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО КЛУБА РОМАНТИКИ
      ВЁРСТКА: АСЯ САННИКОВА


      Made on
      Tilda