О дивный мемный мир
Как с помощью мемов сдать ЕГЭ, продать бургеры и сделать выставку
В Древней Греции Платон, рассуждая о времени и вечности, использует термин μίμημα, который произносится как «мимима», а переводится «воспроизводимость» и «подобие».

Через две тысячи лет Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» сокращает написание этого слова до «meme». Сам признаётся, что делает это ради созвучности с «геном»: биолог пытается ввести новую единицу информации. Он считает, что вся культура состоит из мемов, точно биологическая информация – из генов.

Сегодня мы обмениваемся изображениями котят со смешными (или не очень) подписями и называем это мемами. С развитием интернета мемом теперь может считаться любой медиаобъект, спонтанно приобретающий популярность в Сети.

Анатомия мема
Мемы повсюду: это одежда, слова – короче, информация, которая по любым каналам (визуальным, текстовым и так далее) доходит до людей и имеет способность воспроизводить себя сама. Сначала были пословицы и поговорки, чуть позже цитаты из книг и фильмов; наконец – смешные картинки в интернете.

Интернет – идеальная среда для «эволюции» мемов. Это связано с тем, что digital-пространство открывает новые возможности для гипертекста (это такая форма текста, где смыслообразующие единицы расположены не друг за другом, а в виде неупорядоченной системы возможных переходов, что стимулирует появление новых смыслов).
В последнее время были популярны шутки про Шрека. Немыслимое количество разнообразной информации, часто заключённой в отличные друг от друга формы, но сходной по содержанию, наполняет интернет. Каждый мем является автономной единицей, которую можно сопоставить с любой другой для составления смыслового ряда, ведь все шутки объединяет одна тема – зелёный огр.

Шрек-кек
Мемы являются зеркалом жизни.
В них отражаются мировые тенденции,
тип мышления человечества.


Сегодня главенствующие культурные установки – пост- и метамодернизм. Поэтому в мемах сейчас важна даже не ирония, а ирония об иронии (метаирония).

Кроме того, мем как текст переживает метаморфозу, постепенно избавляясь от власти автора и начиная жить по своим законам.

Внутри поля мемов появляется собственная мифология: популярными становятся шутки о шутках, перекрёстные ссылки на предыдущие мемы, пародии. В результате вся информация становится ссылкой на ссылку на ссылку и так далее, пока не дойдёшь до оригинала. Правда, вспомнить, что было оригиналом, уже практически невозможно.


Метаиронический мем
Кажется, что шутки нет, но шутка есть
«1001 мем»
Юмористический портал со своей вселенной устойчивых персонажей «Ололошей»
Симулякр
С котиком
Бывает такое, что оригинала нет вовсе. Вся «родословная» упирается в симулякр (копию копии), который имеет возможность стать оригиналом, ведь он способен воспроизводить сам себя, менять форму и превращаться во что-то другое. Например, современные мемы про котов как бы отсылают к реально существующим пушистикам, но атрибуты, которые им приписываются, на самом деле не существуют и, более того, являются копией старых статусов ВКонтакте или каких-то фразеологизмов.
Современными теоретическими инструментами мемы препарировать нельзя. Они как лингвистический аналог теории квантовой неопределенности в физике, то есть что-то непредсказуемое и безумно сложное. Мемы не вписываются ни в одну из функций языка, так что у лингвистики нет готовых способов их изучения (если бы они были, то мемы, поддерживающие господствующую идеологию или продающие какой-то товар, были бы смешными и работали). Для осознания феномена мема лингвистике нужно заглянуть в какую-нибудь другую область науки (ту же оккультную, если рассматривать мемы как дух времени с прорезавшимся голосом). Найти другие методы и другой язык.
Даниил Тихомиров
лингвист, магистрант Высшей школы экономики
Единственное, всегда известно, что мем – это вторичный продукт. Он является отсылкой на событие, людей или даже пустоту, но никогда не оригиналом. Это превращает его в некий интертекстуальный вирус, который не имеет клеточной структуры и вынужден захватывать чужую.

Несмотря на это, мемы – это то же самое человечество, которое в своём развитии прошло несколько этапов. От условного «классицизма», то есть сторителлинга и устойчивых персонажей с предсказуемой моделью поведения, имеющих корреляцию с реальностью, они доросли до собственного «постмодерна», где ценится абсурд и неожиданность. Будущее мемов зависит только от ожиданий аудитории и её запросов, то есть от культурных установок самого общества.
Мем о ЕГЭ:
зачем учить, зачем страдать?

С началом XXI века расширился спектр педагогических технологий для концентрации внимания учащихся. Не всегда учителю удаётся обратить достаточное внимание класса на тему, чтобы материал урока был усвоен. Нужно подобрать такие средства подачи материала, которые помогут не просто понять, но и запомнить, воспроизвести полученные знания.

Таким средством может послужить мем. Учебное занятие, безусловно, запомнится ученикам: если после выхода из аудитории у них в мыслях будет всплывать информация, которую они изучали; если они будут обсуждать её после урока; если понравится; если затронет чувства, вызовет эмоции.

Заложенная в мем интерактивность способствует успешному запоминанию и распространению информации.
Мем врезается в память, заостряет на себе внимание необычностью, оригинальностью, остроумием, особым стилем и манерой.
Сам мем ничего не говорит напрямую, он лишь намекает на заложенный в него смысл. Его легко запомнить, потому что ученик получает необходимую информацию до этого, а с помощью мема он её переосмысливает.

Мемы помогают закрепить образ с использованием или наложением на старый образ нового знания и создают новый образ, актуализированный под конкретную задачу с акцентом на уже известное изображение.
Анастасия Кискина,
иллюстратор онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ
– При обучении мы используем мемы как иллюстрации к учебным материалам, потому что ученикам так гораздо проще запомнить информацию. С их помощью сложные моменты обращаются в шутку. Материал не заучивается, но отлично запоминается, ведь работают ассоциации. Здесь в ход идёт клиповое мышление.

Мемы для ЕГЭ по литературе даются проще, чем по английскому. Потому что мем смешной только тогда, когда ребёнок уже ознакомлен с информацией. И если в литературе он в любом случае читает кодификатор, то в английском гораздо сложнее найти то, с чем знакомы все.
Чаще всего я беру уже готовые шаблоны, так проще. Просто пролистываешь и пытаешься вспомнить, с чем ассоциируется картинка. Иногда приходится делать мем с нуля. Например, когда мы изучали Шолохова, учитель рассказывал нам, что он был полковником. Сразу же возникла ассоциация с песней Би-2 «Полковнику никто не пишет», и из этой мимолётной мысли родился мем.

Если ученик может сам сделать мем по пройденной теме или понять предложенный мем, значит он освоил материал. Если же нет – у него возникает желание разобраться с этим, понять.
Мем об искусстве:
рофлишь?
Традиции салонного острословия?

– Явление мема – многоплановое. Стоит отделять мем, созданный художником-профессионалом, от мема, сделанного дилетантом. Мы различаем академическое искусство и народное.

Мемы как произведение устного массового творчества – это фольклор. Шутка и анекдот – их дальние родственники. И если раньше юмористические высказывания распространялись на площадях и базарах, то сейчас сменившие их мемы обитают в соцсетях и блогах.

Элеонора Глинтерник, доктор искусствоведения, профессор СПбГУ
– Персонализированный, социально заостренный комизм мема естественно связывает его с традицией салонного острословия, – считает , – но в большей степени с куда более демократичным жанром анекдота. Мем – это как бы кульминация анекдота.

Карикатура, шарж и комиксы – графические виды изобразительного искусства, которые стали предшественниками мема с точки зрения наличия визуального ряда. Рисунок, фотография или текст позволяют распространяться мемам в сети и становиться межнациональными, понятными людям из разных стран.
Андрей Ашкеров, философ
Энди Уорхол – американский художник, дизайнер, режиссёр середины XX века. Автор стал одним из главных представителей художественного направления поп-арт. Его работы были доступны для понимания широким массам. Уорхол получил художественное образование и только потом создавал полотна, стоимость которых доходила до 202 тысяч долларов.
Обычно когда говорят об изобразительном искусстве, представляют выставку, где чинно в ряд висят картины. И если работы Уорхола коллекционеры покупали на аукционах и хранили в частных галереях, то мемы, казалось бы, так и остались где-то в интернете. Что между ними может быть общего?
В 2012 году итальянский дизайнер Валентина Танни создала проект «The great wall of memes» (по аналогии с Великой китайской стеной). Работа представляла из себя поверхность, на которой тесно, один к одному, были расположены распечатанные мемы. Многие из них заключали в себе отсылку к самым известным произведениям Рафаэля, Леонардо да Винчи, Ван Гога и других.

По мнению автора, цель искусства – донесение информации, мысли созидателя. Доступ в интернет позволяет не просто быть наблюдателем социокультурных событий, но и создавать современный визуальный сценарий сетевого пространства.

Если раньше для создания произведения искусства нужно было иметь талант в живописи, музицировании или лепке, то теперь с помощью незатейливого приложения на телефоне можно создать мем, который способен донести иронию до миллионов пользователей и стать популярным во всём мире.
Мем о рекламе:
«Окурели в край!»

Мемы стали неотъемлемой частью нашей жизни: короткие фразы знаменитостей, ляпы, нецензурная лексика, поданные под соусом остроумной шутки, легко воспринимаются обществом и западают в память. Люди добровольно делятся шутками друг с другом и распространяют вирусную информацию быстрее, чем любая рекламная кампания.
Мемы прочно внедряются в интернет-экономику. Например, Шайа Лабаф в рекламном ролике «Nike», лягушонок Кермит в «Lipton». Большую популярность набирают сообщества «MDK», «Бугурт-тред», «4chan». В первом из них более 10 миллионов подписчиков – они берут 45 тысяч рублей за один рекламный пост. В день публикуется от двух до четырёх рекламных блоков. Контент соответствующий – мемы, троллинг, вирусные видео, чаще агрессивного характера.
Мемы стали неотъемлемой частью нашей жизни: короткие фразы знаменитостей, ляпы, нецензурная лексика, поданные под соусом остроумной шутки, легко воспринимаются обществом и западают в память. Люди добровольно делятся шутками друг с другом и распространяют вирусную информацию быстрее, чем любая рекламная кампания.
Летом 2017 года в рекламе «Бургер Кинга» появился персонаж Чикен Фри, который прямым текстом говорил, что он думает о своём главном противнике: «Пшлнх мкдлнс!»

Идею такого агрессивного рекламного хода SMM-щики взяли из комиксов «Вонни и потачок», высмеивающих наркоманскую культуру. Их персонажи пропускают в словах гласные буквы.

Примеров такого маркетинга много. Вопрос заключается в том, для чего серьёзные компании обращаются к мемам и приносит ли это реальную выгоду.
– Мемы в рекламе, конечно же, работают, – отмечает Павел Гурушкин, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры медиаменеджмента Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». – И ещё как работают. Всё зависит от того, на кого ориентирован рекламируемый продукт. Например, не все могут считать эмодзи так, как это задумал рекламодатель. И так же с мемами – очень важно попасть в цель.
Павел Гурушкин, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры медиаменеджмента Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
Мем о своём будущем:
я вам покажу!
Обо мне узнают, обо мне заговорят
– Через несколько лет мемы не забудут, они будут распространяться. По мере усложнения, возникновения новых жанров они будут дифференцироваться, изучаться, подобно жанрам журналистики. Понятие «конвергентного» мема уже можно различить.

Станут ли они музейными экспонатами и явлением искусства? В музеях современного искусства – безусловно. Любое новое явление искусства нуждается в теоретической поддержке, комментарии, обосновании, попытке найти ему место, аналоги, объяснение в ряду уже классических явлений. Без этого мем не может стать предметом изучения, коллекционирования и каких-либо обобщений.

Думаю, всемирным феноменом мем уже стал, а всевозрастную популярность он обретёт, когда нынешнее поколение 15-25-летних станет возрастным. То есть уже через 10-20 лет.
Элеонора Глинтерник, доктор искусствоведения, профессор СПбГУ
~
Текст:

Юлия Тихонова
Полина Фролова
Анастасия Будурова
Никита Фуга
Алия Усманова

Made on
Tilda